превращаем идеи в дела

прием инженерных проектов

БУТОМА БОРИС ЕВСТАФЬЕВИЧ

 
Борис Евстафьевич Бутома – судостроитель, государственный и партийный деятель, крупный организатор производства, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению ‒ министр судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук, профессор, инженер-кораблестроитель.

Родился 28 апреля (11 мая) 1907 года в портовом городе Петровск (ныне – город Махачкала Республики Дагестан). Трудовую деятельность начал в 1920 году слесарем по металлу на судостроительном заводе в городе Севастополе, где проработал до 1932 года.
В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «инженер-судомеханик».

В 1936-1944 годах работал в городе Владивостоке на судостроительном заводе №202 (ныне ‒ АО «ЦС «Дальзавод») в должностях: мастера, сдаточного механика, строителя кораблей, ответственного сдатчика эскадренного миноносца проекта №7, начальника отдела завода и заместителя главного инженера завода.

Принимал активное участие в разработке ряда уникальных проектов судов ледокольного плавания для Северного морского пути. В 1942 году был включен в состав экспедиции по проводке построенных на Дальнем Востоке судов на Север и Балтику.

В 1944-1948 годах работал в городе Зеленодольске на судостроительном заводе №340 (ныне – АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького») главным инженером, а затем директором, участвовал в создании кораблей типа «охотник за подводными лодками», внедрил поточно-позиционный метод их строительства (за что получил Госпремию в 1949 г.).

С июля 1948 года ‒ начальник 3-го Главного управления, а с сентября 1949 года ‒ 9-го Главного управления Министерства судостроительной промышленности СССР. В 1952-1953 и 1954-1957 годах ‒ заместитель министра судостроительной промышленности СССР. С марта 1953 года по апрель 1954 года ‒ начальник 4-го Главного управления Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (создано 16 марта 1953 года на базе четырех министерств; расформировано 26 апреля 1954 года).

С 14 декабря 1957 года по 13 марта 1963 года ‒ председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года (с грифом «совершенно секретно») за выдающиеся достижения и внесенный большой вклад в дело выполнения задания правительства по созданию специальной техники Бутоме Борису Евстафьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 13 марта 1963 года по 2 марта 1965 года ‒ председатель Государственного комитета по судостроению СССР. С 2 марта 1965 года по 11 июля 1976 года ‒ министр судостроительной промышленности СССР.

С именем Б.Е. Бутомы связана целая эпоха отечественного военного кораблестроения, подобной которой в истории советского Военно-Морского Флота не было. В это время завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, представители которых, задуманные и построенные в «эпоху Бутомы», находятся и сегодня во флотском строю. Именно в то время флот СССР стал океанским.
Он много внимания уделял развитию судостроительных и судоремонтных предприятий, подготовке их к созданию атомных подводных лодок и ракетоносцев. Он был ответственным за строительство первой в стране атомной подводной лодки проекта 627 и первой в мире ракетной подводной лодки проекта В611. Значительным был его вклад в организацию строительства атомных подводных лодок 2-го поколения, в реконструкцию предприятий в 1970-е годы и подготовку к строительству атомных подводных лодок 3-го поколения.
В гражданском судостроении в 1950-1970-е годы были созданы сухогрузы с горизонтальным способом грузообработки, специализированные контейнеровозы и пассажирские суда, мощные атомные ледоколы, непревзойденные по мореходным качествам научно-исследовательские суда, отечественные супертанкеры, балкеры.

Он один из инициаторов создания Центрального морского КБ «Алмаз» (проектирование кораблей и судов на воздушной подушке), Центрального КБ по судам на подводных крыльях, Центрального КБ «Коралл» (разработка специальных судов для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе). В период его руководства судостроительным ведомством построены первый в мире атомный ледокол «Ленин», судно с газовыми турбинами «Парижская коммуна», крупнейший в стране танкер «Крым» грузоподъемностью 150 тыс. тонн, суда для исследований космоса. Он способствовал серийному выпуску атомных подводных лодок, боевых надводных кораблей с ракетно-ядерным вооружением, противолодочный крейсер «Москва», большой противолодочный корабль «Кронштадт», тяжелый авианесущий крейсер «Киев».

Много времени министр уделял технологической политике в развитии отрасли, считая технологические процессы, реализованные на предприятиях отрасли, важнейшими элементами всей системы судостроения и военного кораблестроения. Трудно назвать проект боевого корабля или судна, в создании которых Б.Е. Бутома не принимал бы личного участия. Из 220 заводов судового машиностроения большая часть была создана по его личной инициативе и под его руководством.

Особое внимание он уделял преемственности в отечественном судостроении, вопросам демонстрации достижений, а также формирования и сохранения его истории. По его указанию предприятия-строители имели подробные фотографии всех созданных ими кораблей и судов, а также их модели, выполненные в едином масштабе с одинаковой деталировкой.

Награжден 5-ю орденами Ленина (23.07.1959, 17.06.1961, 28.04.1963, 30.04.1967, 25.10.1971), 2-мя орденами Трудового Красного Знамени (1945, 25.07.1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (9.10.1952) и «За трудовое отличие» (2.10.1950), а также орденами и медалями иностранных государств. Лауреат Ленинской премии (1974), Сталинской премии (1949), доктор технических наук, профессор.

Скончался Борис Евстафьевич Бутома 11 июля 1976 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.